Неточные совпадения
Два горшка цветов на окне, а в углу много
икон — одна из них
Богородицы, огромного размера и писанная, вероятно, еще задолго до раскола.
Хотел было я обнять и облобызать его, да не посмел — искривленно так лицо у него было и смотрел тяжело. Вышел он. «Господи, — подумал я, — куда пошел человек!» Бросился я тут на колени пред
иконой и заплакал о нем Пресвятой
Богородице, скорой заступнице и помощнице. С полчаса прошло, как я в слезах на молитве стоял, а была уже поздняя ночь, часов около двенадцати. Вдруг, смотрю, отворяется дверь, и он входит снова. Я изумился.
Думая об этом, я еще раз посмотрел на старцев, на женщин с детьми, поверженных в прахе, и на святую
икону, — тогда я сам увидел черты
богородицы одушевленными, она с милосердием и любовью смотрела на этих простых людей… и я пал на колени и смиренно молился ей».
Священники-то как ушли, меня в церкви-то они и заперли-с, а у спасителя перед
иконой лампадка горела; я пошел — сначала три камешка отковырнул у
богородицы, потом сосуды-то взял-с, крест, потом и ризу с Николая угодника, золотая была, взял все это на палатцы-то и унес, — гляжу-с, все местные-то
иконы и выходят из мест-то своих и по церкви-то идут ко мне.
— Что вам угодно, почтенный? Псалтири следованные и толковые, Ефрема Сирина книги, Кирилловы, уставы, часословы — пожалуйте, взгляните!
Иконы все, какие желаете, на разные цены, лучшей работы, темных красок! На заказ пишем кого угодно, всех святых и
богородиц! Именную, может, желаете заказать, семейную? Лучшая мастерская в России! Первая торговля в городе!
Еще труднее было зазывать покупателей; уродливо написанные
иконы не нравились мне, продавать их было неловко. По рассказам бабушки я представлял себе
богородицу молодой, красивой, доброй; такою она была и на картинках журналов, а
иконы изображали ее старой, строгой, с длинным, кривым носом и деревянными ручками.
Я любил
Богородицу; по рассказам бабушки, это она сеет на земле для утешения бедных людей все цветы, все радости — все благое и прекрасное. И, когда нужно было приложиться к ручке ее, не заметив, как прикладываются взрослые, я трепетно поцеловал
икону в лицо, в губы.
Потом внушается воспитываемому, что при виде всякой церкви и
иконы надо делать опять то же, т. е. креститься; потом внушается, что в праздники (праздники — это дни, в которые Христос родился, хотя никто не знает, когда это было, дни, в которые он обрезался, в которые умерла
богородица, в которые принесен крест, в которые внесена
икона, в которые юродивый видел видение и т. п.), в праздники надо одеться в лучшие одежды и идти в церковь и покупать и ставить там свечи перед изображениями святых, подавать записочки и поминания и хлебцы, для вырезывания в них треугольников, и потом молиться много раз за здоровье и благоденствие царя и архиереев и за себя и за свои дела и потом целовать крест и руку у священника.
У каменных колодцев, где беспрерывно тонкой струйкой бежит и лепечет вода, подолгу, часами, судачат о своих маленьких хозяйских делах худые, темнолицые, большеглазые, длинноносые гречанки, так странно и трогательно похожие на изображение
богородицы на старинных византийских
иконах.
Жаловаться на людей — не мог, не допускал себя до этого, то ли от гордости, то ли потому, что хоть и был я глуп человек, а фарисеем — не был. Встану на колени перед знамением Абалацкой
богородицы, гляжу на лик её и на ручки, к небесам подъятые, — огонёк в лампаде моей мелькает, тихая тень гладит
икону, а на сердце мне эта тень холодом ложится, и встаёт между мною и богом нечто невидимое, неощутимое, угнетая меня. Потерял я радость молитвы, опечалился и даже с Ольгой неладен стал.
Прежде всего он ее, разумеется, добре вылевкасил крепким казанским алебастром, так что стал этот левкас гладок и крепок, как слоновья кость, а потом разбил на ней четыре ровные места и в каждом месте обозначил особливую малую
икону, да еще их стеснил тем, что промежду них на олифе золотом каймы положил, и стал писать: в первом месте написал рождество Иоанна Предтечи, восемь фигур и новорожденное дитя, и палаты; во втором — рождество пресвятыя Владычицы
Богородицы, шесть фигур и новорожденное дитя, и палаты, в третьем — Спасово пречистое рождество, и хлев, и ясли, и предстоящие Владычица и Иосиф, и припадшие боготечные волхвы, и Соломия-баба, и скот всяким подобием: волы, овцы, козы и осли, и сухолапль-птица, жидам запрещенная, коя пишется в означение, что идет сие не от жидовства, а от божества, все создавшего.
Какой-то злодей, прости Господи, послал доношение: в Шарпанском-де скиту Казанскую
икону Пресвятой
Богородицы особне чествуют, на ее-де праздники много в Шарпан народу сбирается старообрядцев и церковников.
Икона Казанской
Богородицы, почитаемая старообрядцами чудотворною, находится с 1849 года в мужском керженском Благовещенском единоверческом монастыре.].
«Посылаю я к вам в Москву и до Питера казначею нашу матушку Таифу, а с нею расположилась отправить к вам на похранение четыре
иконы высоких строгоновских писем, да
икону Одигитрии
Богородицы царских изографов, да три креста с мощами, да книг харатейных и старопечатных десятка три либо четыре.
В переднем углу, в божнице из простого дерева, с алой бархатной пеленой, стояло несколько древних
икон высоких писем, а в самой середине образ Корсунской
Богородицы старого новгородского пошиба в густо позолоченной ризе сканного дела.
Кончив писанье, несколько раз прочитала бумагу и, медленно сложив ее, взяла с божницы келейную
икону Корсунской
Богородицы. Сзади той
иконы был едва заметный «тайничок». Такие тайнички на затыле
икон нередки у старообрядцев; в них хранят они запáсные дары на смертный случай. Тайничок Корсунской
иконы был пуст… И положила туда Манефа бумагу, что написала, и, задвинув тайник крышечкой, поставила
икону на место.
По всея нощи со слезами молился он перед той
иконою, прося Бога и Пречистую
Богородицу, да избавит святую киновию от разоренья облежащих воев…
Во время родов мать Платонида не отходила от Матренушки. Зажгла перед
иконами свечу богоявленскую и громко, истово, без перерывов, принялась читать акафист
Богородице, стараясь покрывать своим голосом стоны и вопли страдалицы. Прочитав акафист, обратилась она к племяннице, но не с словом утешения, не с словом участия. Небесной карой принялась грозить Матренушке за проступок ее.
Дело было ночное; матери и белицы в одних срачи́цах едва успели повыскакать из пылавших строений, только и помог милосердный Господь вынести из часовни келейный «синодик» строительницы обители да две
иконы: храмовую Тихвинской
Богородицы да образ Спаса с алою орденской лентой на венце его.
И Платонида и Фотинья перед
иконой Казанской
Богородицы поклялись свято хранить тайну. Нача́л положили,
икону с божницы сняли и во свидетельство клятвы целовали ее перед Матренушкой и перед ее матерью.
И когда речи о Шарпанской
Богородице были покончены, Августа всех бывших на собранье звала на праздник Казанской к ней в Шарпан, чтоб там соборне отпеть перед тою
иконой молебный канон о сохранении в безмятежном мире обителей Керженских и Чернораменских. И все согласились, даже мать Фелицата, не любившая строгую подвижную Августу.
Во время «Соловецкого сиденья», когда царский воевода Мещеринов обложил возмутившихся старообрядцев в монастыре Зосимы и Савватия и не выпускал оттуда никого, древний старец инок-схимник Арсений дни и ночи проводил на молитве перед
иконой Казанской
Богородицы.
Говорила же мне бела лебедушка,
Что Настасья свет Патаповна:
«Я кладу жемчужны поднизи
И все камни самоцветные
Ко
иконе Пречистой
Богородицы...
Прошло еще сколько-то лет, скончалась в обители игуменья мать Екатерина. После трехдневного поста собирались в часовню старицы, клали жеребьи за
икону Пречистой
Богородицы, пели молебный канон Спасу милостивому, вынимали жребий, кому сидеть в игуменьях.
Изобрали комаровские богомолицы местечко у раскидистого дуба, мрачно черневшего в высоте густолиственной вершиной. Вынула Аркадия из дорожного пе́щера
икону Владимирской
Богородицы в густо позлащенной ризе с самоцветными каменьями, повесила ее на сучке, прилепила к дубу несколько восковых свечек и с молитвой затеплила их. И она и мать Никанора, обе в полном иночестве, в длинных соборных мантиях с креповыми наметками на камилавках, стали перед
иконой и, положив начáл, вполголоса стали петь утреню.
Видит: ста два богомольцев кучками рассыпались по роще и по берегу озера. Наполовину деревьев увешано
иконами, облеплено горящими свечами… Здесь псалтырь читают, там канон
Богородице поют [Июня 23-го, на день Аграфены Купальницы, празднуют
иконе Владимирской
Богородицы.], подальше утреню справляют… И везде вполголоса.
Когда ж воевода перевез старца Арсения с другими отцами на берег, тогда заступлением Пресвятыя
Богородицы избег он руки мучителевы и, пришед в лес, узрел Казанскую чудотворную
икону по облакам ходящу…
В тесном смысле три
иконы: Спасителя,
Богородицы и Иоанна Предтечи.] вывезла.
—
Богородице помолился бы, чудной
иконе ее поклонился бы, поглядел бы на дивную нашу святыню, — молвила Манефа. — Опять же и матушка Августа оченно звала тебя — старица почтенная, уважить бы ее надо. Собрание же будет большое — еще бы потолковал с матерями. А впрочем, как знаешь: свой ум в голове.
И об этом же говорит такая, напр.,
икона, как образ
Богородицы на полях, окруженной стогами ржи, или столь распространенная символика животных в иконографии.
— Не перебивая, слушай, что я говорю, — сказала она. — Вот
икона Владычицы Корсунской Пресвятой
Богородицы… — продолжала она, показывая на божницу. — Не раз я тебе и другим говаривала, что устроила сию святую
икону тебе на благословенье. И хотела было я благословить тебя тою
иконой на смертном моем одре… Но не так, видно, угодно Господу. Возьми ее теперь же… Сама возьми… Не коснусь я теперь… В затыле тайничок. Возьми же Царицу Небесную, узнаешь тогда: «игуменьино ли то дело».
Монастырь тот весьма богат
иконами, в нем есть Пресвятые
Богородицы Троеручицы, и от нее по вере много исцелений бывает.
Там в углу стояла
икона Казанской
Богородицы; говорят, что она была комнатною царя Алексея Михайлыча в первые годы его царствования.
Сидит на завалинке мать Манефа с Филагрией, а рядом с ними все прежние противницы Манефины из-за архиерейства: кривая мать Измарагда, игуменья обители Глафириных, так еще недавно лишившаяся чудотворного Николина образа, мать Нонна, игуменья из скита Гордеевского, мать Евтропия обители Игнатьевой, мать Августа, игуменья шарпанская, у которой также недавно отобрана была соловецкая
икона Казанской
Богородицы.
Две либо три минуты прошло, и она немножко оправилась… Тихими стопами подошла к божнице, положила семипоклонный начáл, приложилась к
иконе Корсунской
Богородицы и дрожащими руками взяла ее.
— Должно быть, светец горит, али жирник, а статься может свечи теплятся в образной боярышниной перед ликом праздничной
иконы. Завтра ведь праздник Рождества
Богородицы.
— Должно быть, светец горит, али жирник, а статься может свечи теплятся в образной боярышниной перед ликом праздничной
иконы. Завтра ведь праздник Рождеству
Богородицы.
На том месте, где стоит теперь Донской монастырь, стояли в оборонительном порядке русские войска. Памятуя заступление
Богородицы в битве Куликовской, с верою в душе, обнесли, по приказанию военачальника, с синклитом духовенства,
икону Пресвятые
Богородицы вокруг стана и поставили ее в полотняную церковь святого Сергия под хоругвь царскую.
При вступлении своем на престол, Петр III послал предложение духовенству ходить в светском платье, брить бороды и обратить внимание на излишек
икон в церквах. Он предложил оставить только
иконы Спасителя и
Богородицы и приказал запечатать домовые церкви. Новгородский архиепископ Димитрий воспротивился этому нововведению и получил приказание тотчас же выехать из Петербурга. Впрочем, через неделю император простил его.
Мало того, у них, кроме наших
икон, есть еще свои, как, например: у хлыстов — их верховного гостя саваофа Данилы Филипповича, их христов Ивана Тимофеевича и Прокопия Лупкина, их
богородицы Акулины Ивановны и проч.; у скопцов — их христа Кондратия Селиванова, их предтечи Александра Ивановича Шилова, их
богородиц Акулины Ивановны и Анны Родионовны, и пр.
Икону пресвятые
Богородицы Казанские, которую писал Петр митрополит киевский, с затвором, и по краях тоей
иконы и на затворах оклад золотой, а венец жемчужный, под жертвенниками снято и неведомо где оную
икону было подето; а после-де тая же
икона в церкве неведомо кем подкинена и с этой
иконы до десяти зернят жемчужных отрезано.
— Ни… что ты, мать, отчего не рассказывать? Я его люблю. Он добрый. Богом взысканный, он мне, благодетель, 10 рублей дал, я помню. Как была я в Киеве и говорит мне Кирюша, юродивый — истинно божий человек, зиму и лето босо́й ходит. Что ходить, говорит, не по своему месту, в Колязин иди, там
икона чудотворная, матушка пресвятая
Богородица открылась. Я с тех слов простилась с угодниками и пошла…